Таинства и богослужения



Расписание богослужений












Что такое таинство

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.
Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы. Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.
Божественное действие невидимо и необъяснимо. В то же время оно соединяется для одного только человека с видимыми знаками, чтобы быть тайной, или с тем, под чем нечто таится, скрывается. Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства - почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.
Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас. Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся. Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.
Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.
В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком. Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа. Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.
Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.
Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней - грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина — облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.
Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.
Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.
Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.
Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.
Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.
Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.
Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.
Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела. Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами. Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, — это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства — это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) — и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах — при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.
Таинства — это пособия немощному человечеству. Их цель — дарование людям благ любви Божией. Плод их — освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем. Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие — это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние — одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние — это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог. В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие — заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания. Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.
По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.
Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа — это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Благодать Святого Духа и производит в нем веру, что воспринимаемое слово есть действительно Слово Божие, а не человеческое. Так обретается путь к Богу, к добру и истине, ко спасению и вечной блаженной жизни. Каждое Таинство сообщает верующему определенный дар благодати. Православная Церковь имеет семь жизненно необходимых для нее Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.


Исповедь - что это такое

Несмотря на богатые и разнообразные дары благодати, принятые в Миропомазании и Евхаристии, сила греховных навыков, козни диавола и зло мира оказывают сильное давление на новую жизнь христианина. И после Крещения в душе остается склонность к греху, в теле — болезни и смерть. Христианин снова становится рабом греха, который удаляет его от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое бы помогало очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством служит Таинство Покаяния.
Слово о покаянии было первым словом Евангельской проповеди: покайтесь и веруйте в Евангелие, убеждал Иисус Христос современников в Галилее, требуя этого от всех, вступающих в Его благодатное царство.
Так учреждено таинство покаяния. Апостолы, во имя данной им от Господа власти вязать и разрешать грехи, действительно разрешали грехи кающихся, а явных грешников, преданных сознательно порокам, исключали из общества до тех пор, пока они не приносили искреннего раскаяния в своих грехах; после этого кающиеся могли быть приняты снова в общество верующих через публичное покаяние и торжественно допущены к алтарю Господню, к таинству Евхаристии, как торжественному примирению с Богом и возвращению в недра церкви. Видимые действия таинства исповеди: устное исповедание грехов со стороны кающегося, разрешение со стороны принимающего исповедание в грехах, возложение епитрахили на главу кающегося, чтение священником разрешительной молитвы.

Как подготовиться к исповеди

Господь проявлял особую отеческую любовь к тем, кто исповедовал грехи и оставлял злые дела свои. Внутренний ход истинного покаяния трогательно изображен Иисусом Христом в притче о блудном сыне (см. Л к. 15, 11—32). Чтобы получить прощение грехов, необходимо сожаление, сокрушение в своих грехах, сознание своей виновности пред Богом и своего недостоинства пред Ним; главное условие покаяния — это исправить свою жизнь, примириться со всеми людьми и надеяться на милосердие Божие. Глубокий образ самоосуждения и сокрушения во грехах своих дает нам мытарь, который, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13). Особое благоволение Божие и прощение грехов кающийся получает за любовь к Богу и ближним (см. Лк. 7, 48; 1 Петр, 4, 8).
Для искреннего покаяния, любви к Богу и ближним необходима глубокая вера в Христа Спасителя как Искупителя. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10, 43).
В некоторых случаях священник может налагать «епитимию» (это греческое слово означает «запрещение»); подразумевается запрещение приступать к Таинству Евхаристии на тот или иной срок, в зависимости от тяжести содеянного греха, глубины и искренности раскаяния. Это время дается для покаяния, для усердной молитвы, для совершения добрых дел. Епитимия имеет исправительный, воспитательный, врачебный характер, это враче вание грехов, преодоление греховных привычек и пороков. Таинство Покаяния повторяется неоднократно. Церковь учит глубоко верить в неисчерпаемость Божественного милосердия и чаще прибегать к его врачебной силе. Это таинство называется вторым крещением, крещением слезами. Это своего рода баня для очищения совести.

Как проходит исповедь

Рассмотрим, при каких обрядах совершается исповедь. На аналой полагается святой Крест и Евангелие; зажигается свеча. Подходит кающийся, совершает три поклона. Крест и Евангелие, находящиеся на аналое, означают, что здесь невидимо присутствует Сам Господь. В Евангелии Он призывает всех к покаянию, а на Кресте Он пострадал за наши Грехи; Сам Господь принимает исповедь, Сам прощает грехи кающемуся. Сам Господь, как всеведущий, обличает его грехи. Священник же является только свидетелем. Кающийся исповедует, открывает, рассказывает всс свои грехи не священнику, а Самому Богу. Пред ним стоит Сам Христос-Спаситель и выслушивает его грехи. Ни бояться, ни стыдиться священника не нужно.
Открывая Богу на исповеди свою душу, кающийся должен представлять, как будто он предстоит перед Господом, — каяться так, как бы вы каялись пред смертью, чтобы немедленно предстать на суд Божий, — не скрывать и не утаивать ничего пред этим великим чудом, какое здесь совершается. Священник связывает грешника, как человек, на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время связывает его на небе. Священник, как человек, разрешает и прощает кающемуся грехи на земле, а Христос Спаситель, как Бог, в то же время прощает грехи на небе. Горящая свеча пред святым Крестом и Евангелием означает торжество и радость христианской Церкви, с которыми она принимает под свое покровительство кающегося грешника, — означает возведение кающегося из тьмы смрадной, греховной к свету истины, чистоты, невинности и блаженства. Кающийся с глубоким сокрушением и смирением совершает поклоны.

Опыт построения исповеди

Духовный отец подводит хотящего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа. Здесь икона имеет символическое значение. Церковь, устами священника, указывает на икону, изображающую "невидимо предстоящего Христа, приемлющего исповедание" кающегося. Священник, говорит о себе, что он есть лишь свидетель: "внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцлен отъидеши". Исповедь сравнивается, символически, с врачеванием и потому, что при лечении обыкновенно, высказывают врачу о болезни своей правдиво, отвечают искренно и объясняют сокровенное; так и при исцелении духовном сердце истинно сокрушенное не скрывает ран, причиненных грехом. Кающийся, сознавая, что "отдел своих несть пластыря приложит" (своему гибельному духовному состоянию), "ни обвязания", прибегает к единому Спасителю и Господу.
Духовный отец приводит исповедующегося неоткровенна, т.е. с открытым лицом. Этим выражается состояние искренно кающегося, который не должен прикрываться, оправдываться и утаивать чего-либо пред отцом духовным, как свидетелем Христовым и служителем Бога кающихся, — слугой Самого Искупителя, внемлющего грехи мира. Сложив руки к груди, с поникшею головою, в знак своего глубокого смирения, благоговения и недостоинства, кающийся открывает все свои грехи духовному отцу, как они есть, ничего не скрывая и не утаивая, — рассказывает все свои грехи, с глубоким сокрушением, с живой верою в Господа Иисуса Христа и крепкой надеждой на милосердие Божие, — с твердым намерением не повторять тех грехов, в которых раскаивается. Когда кающимся исповедано будет все обременяющее совесть его, то духовник говорит ему: "от сих всех должен еси блюстись, понеже вторым крещением крещаеишея по таинству христианскому, и положиши начали благое Ногу помогающу ти; и став на колени ныне преклони главу твою и приложи руце к груди твоей и помолись к Господу".
Крестообразное сложение рук на груди выражает сердечное сокрушение пред Господом и означает решимость на преломление воли своей или распинание ветхого в себе человека, а также самопредание Спасителю, за нас предавшемуся на распятие. Преклонение главы выражает покорность воле Господа своего, Которому прощенный Им, примиренный с Богом отдает себя в собственность всецело. Разрешая покаявшегося от исповеданных грехов по власти от Спасителя дайной, иерей возлагает на главу исповедиика епитрахиль и руку свою, осеняя Крестным знамением, разрешающим вину греховную.

Епитрахиль означает Христово иго, которому подчиняется разрешаемый; покрытие епитрахилью выражает, что грехи покаявшегося покрываются милосердием Искупителя. Покрывая нас епитрахилью, сам духовник символизирует собой покров Единого Ходатая и Спасителя. Покаявшийся и разрешенный повергается, после того, пред святым Евангелием и святым Крестом, чрез целование которых обязуется жить по воле Спасителя, сочетаваясь с Ним, как при первом вступлении своем в Церковь. Сила святого крещения восстанавливается покаянием, составляющим с крещением одно целое, как и в самом крещении совершается оставление грехов по сказанному: "исповедую едино крещение, во оставление грехов".